Новости
История
Публикации
Документы
Фотоальбом
Справочник
Опросы
Гостиная
Форумы
Ссылки



Новости
28 июля 2020 17:28

Сахалинские перевозчики морских грузов недовольны господдержкой конкурента

Сахалинская область — единственный российский островной регион. Из-за особенностей географического положения и сложной логистики многие товары и услуги стоят здесь значительно дороже, чем на материке. И многие из них, чтобы не допускать неконтролируемого роста цен, активно дотирует государство. Прежде всего на виду у сахалинцев находятся субсидии на пассажирские перевозки — федеральные и местные программы помощи авиаторам, контроль за стоимостью билетов на морской транспорт. Отмена подобных механизмов приводит к достаточно серьезным и печальным последствиям — сахалинцы помнят кризис, связанный с отказом от субсидирования "Авроры", а периодические "тарифные войны" на Северных Курилах не стихают уже несколько лет.
Но поддерживают не только перевозки пассажиров — грузам тоже достается своя часть областных финансов. Особенное внимание уделяется Курилам, ведь это "острова в квадрате", и с логистикой там все непросто вдвойне. Чтобы продукты и топливо не стоили кратно дороже, чем на Сахалине, область готова платить. И платить достаточно серьезно.
Главным распорядителем бюджетных дотаций на этом рынке выступает региональный минтранс — ведомство с 2017 года проводит отборы, в ходе которых определяет перевозчика и судно, которое будет получать помощь для удержания тарифов в приемлемых границах. В терминах минтранса это называется "субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на межмуниципальные перевозки грузов морским транспортом на морской линии Корсаков — Курилы". В год на это, по сведениям ИА Sakh.com выделяется около 90 миллионов рублей.
Для любой компании эти деньги — хорошее подспорье: конкурировать с организацией, которой доплачивают, непросто. А сниженные "социальные тарифы" позволяют не переживать по поводу отсутствия клиентов и заказов. В пассажирской сфере фактически никакой конкуренции на этом рынке нет — судами подходящей конфигурации владеют только две компании. "Сахалин-Курилы" с "Игорем Фархутдиновым" закрывают южную часть гряды, а "Сахморфлот" с "Гипанисом" работает между Камчаткой и Парамуширом (напрямую с Сахалина на север Курил пассажиров никто не возит — очень долго).
— С пассажирскими судами все достаточно сложно, там строгие требования. Именно поэтому, как бы ни ругали пресловутый "Поларис", по сути у области не было никакого выбора. Такие суда не стоят в портах в ожидании заказчиков. С грузовыми проще — только у нас в области 5-7 компаний регулярно рейсы на Курилы совершают, — рассказал ИА Sakh.com источник в отрасли.
Последний раз конкурс на выполнение "социальных" рейсов с Сахалина к югу гряды проводили еще в 2018 году. Он заключен сразу на три года — до конца 2021-го. Рейсы по фиксированной стоимости выполняет судно KDN-1, взятое в аренду по механизму "бербоут-чартер" компанией "Курильский пролив".
Этот перевозчик оказался единственным, кто заявился на субсидию в декабре 2018.
Фото MarineTraffic.com
Фото MarineTraffic.com

Вообще отбор на право возить на Курилы грузы с господдержкой длился всего три дня и был объявлен прямо перед Новым годом — время, учитывая грузовой цейтнот у большинства предприятий, не самое удачное.
— Вся эта процедура вызывает довольно много вопросов. Отбор был три дня, на него заявился один претендент. Почему? К чему такая спешка, тем более перед Новым годом? Я общался с другими компаниями — они заявляли, что просто не знали о такой поддержке и что тоже могли бы возить в два раза дешевле, чем сегодня это делает "Курильский пролив", то есть экономить деньги бюджета. Но минтрансу это как будто неинтересно — они отдают бюджетные субсидии судну, которое арендовано российской компанией, но принадлежит, по факту, оффшору. Они проводят отбор так, как будто есть какая-то срочность, хотя ее нет. Но из-за этого другие компании просто не могут заявиться на конкурс — там элементарно документы не соберешь, если заранее не готовиться. Я не могу утверждать, но создается ощущение, что все целенаправленно делается под кого-то. И другие судовладельцы это тоже видят, — рассказал собеседник.
KDN-1 на Курилы, кстати, ходит уже не первый год — вообще же сухогрузу южнокорейской постройки уже 26 лет. В 2017 году оно же выполняло рейсы с грузами на Курилы. И, по идее, не имело право участвовать в отборе в 2018-м: оно не состоит в Российском государственном реестре судов (как этого требует постановление ПСО, а находится в Российском международном (звучит похоже, но это абсолютно разный статус), а также не должно выполнять каботажные рейсы. Ему больше 15 лет — такое ограничение по возрасту установлено пунктом 7 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания.
К перевозчику есть еще один важный вопрос — почему 28 июля его судно, которое должно стоять в Малокурильском на Шикотане, движется на восток в районе приморского порта Находка. В тематической группе Вконтакте, где публикуются данные о рейсах, последнее упоминание — в начале июля.
В компании "Курильский пролив" ИА Sakh.com сообщили, что судно KDN-1 ушло на регламентные процедуры в Южную Корею. Вместо него на линии, по согласованию с минтрансом, вышло судно "Виктор", которое выполняет рейсы по дополнительно утвержденному расписанию. Его согласовали в минтрансе. Копию письма о внесении изменений в документ с подписью министра Валерия Спиченко корреспонденту ИА Sakh.com показали в офисе компании.
— Компания "Курильский пролив" участвовала в отборе на общих основаниях, ни о каких преференциях и особых условиях речи не шло. Мы прошли отбор и получили субсидию. Ни о каких нарушениях законодательства в связи с этим нам неизвестно, — говорят в "Курильском проливе".
При этом в компании признали, что KDN-1 занесено в Российский международный реестр и до прихода в Россию ходило под корейским флагом, а сейчас находится в "бербоут-чартере" и эксплуатируется под российским флагом.
В 2019 доставкой грузов на Курилы по системе субсидирования заинтересовалась и другие островные перевозчики. Возник вопрос — почему отбор был проведен именно так. Своеобразную "группу отверженных" возглавила компания "Гринда", директором и совладельцем которой является Лев Волков. По мнению предпринимателя, имеющееся у "Курильского пролива" судно не соответствует требованиям российского законодательства и внутриобластных документов, регламентирующих процедуру отбора.
Кроме того, уверен Волков, имеющееся у его компании судно "Азия" — более экономичное и позволит снизить издержки и затраты бюджета. Свои доводы предприниматель попытался донести до губернатора Валерия Лимаренко, министерства транспорта и дорожного хозяйства и РЭК. Но пока никакого эффекта воззвания не возымели — представителей правительства существующая конфигурация полностью устраивает. Новый договор будет заключен в 2021-м — тогда и приходите со своей экономией.
В конце 2019 года Волков даже выступил на инвестиционном совете, где напрямую обратился к губернатору и рассказал, что область может существенно сэкономить. Валерий Лимаренко переадресовал его вопрос в минтранс. Но движения в недрах ведомства тоже не зародилось.
Параллельно с обращениями к областной власти представители "Гринды" подготовили письма в надзорные органы — Росморречфлот, Минтранс РФ, дальневосточную транспортную прокуратуру. Общая идея всех обращений — KDN-1 в силу возраста и происхождения не может выполнять каботажные рейсы. То есть соглашение с ним является прямым нарушением действующего законодательства.
В прокуратуре, ответ которой имеется у ИА Sakh.com, нарушений, кроме незначительных и устранимых, в работе судна на линии не обнаружили. И даже предположили, что правительству Сахалинской области стоит расширить перечень получателей субсидий — не только в Российском регистре, но и в Российском международном. Единственное, на что указали в Росморречфлоте, — невозможность включения судна в Российский международный реестр судов, то есть даже там где оно есть, находиться ему по идее нельзя. Еще в 2015 году, если верить открытым данным, KDN-1 носил имя Yeo San и ходил под корейским флагом. Но однозначной оценки о невозможности и незаконности его применения на линии в ответе ведомства не содержится.
— Я бы сказал, что своим решением власти открыли ящик Пандоры. Судов-грузовиков, даже российских, более чем достаточно. А здесь идет субсидирование фактически иностранного судна — если что, то его просто заберут у оператора и все. Взятки гладки, судиться можно бесконечно. Это иностранная юрисдикция. К тому же совершенно непрозрачно ценообразование — запросить ценообразование ставок у иностранной компании невозможно. А ведь на их основании в том числе тарифы согласует РЭК, — заключил собеседник агентства.



Sakhalin.Info / News
08.08Состязания рыбаков пройдут на Итурупе в "День палтуса"
07.08Курильские школьники очистили берег залива Касатка от мусора
Волонтеры очистили от мусора большой участок побережья заповедника "Курильский"
06.08Острова, на которых негде жить, пытаются достучаться до губернатора Лимаренко
Ирина Хишова выступает в защиту дворников, техничек, слесарей, буфетчиц и других работников, которые не считаются специалистами высокого уровня, но они тоже нужны Крабозаводскому и им негде жить...
На Сахалине проведут "Ночь кино"
05.08На Кунашире министр Зиничев открыл аварийно-спасательный центр мониторинга и прогнозирования ЧС
Центр оснащен современной техникой, новейшими системами мониторинга и прогнозирования метеообстановки, а также комплексами наблюдения за геодинамическими процессами...
04.08Детям войны в Южно-Курильском районе раздали по два хвоста горбуши
В Сахалинской области установили первый РУЗ
Курильской программе исполнилось 5 лет
Население Северо-Курильского района в первом полугодии увеличилось на 54 человека



Sakhalin Online - Сахалинские ресурсы в Сети Design: Plaksin.com
Copyright © 2004 - 2020 Sakh.com
SAKH.COM САХАЛИН · Новости · Погода · Афиша · Ночь · Фотоотчеты · Телепрограмма · Сахалин.Бизнес · Курсы валют · Скидки · Shoppy.ru · Карта · Путешествия · Расписания · Объявления · Работа · Недвижимость · Авто · Mobile · Web-камеры · Форум · Фотогалерея · Sakhalin.TV · Гороскопы · Анекдоты · Sakhalin Online · Опросы · Games · Чат · Jabber · Города · pda